СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ИСЛАМЕ


Первейшим и важнейшим элементом человеческого общества является семья. Ислам считает ее наилучшей гарантией общественной добродетели и уделяет ей в своей теории огромное внимание. Он относится к браку как к святому союзу двух сердец, источнику безмятежности и надежности для обоих супругов. Чем крепче ее духовное и моральное здание, тем надежнее ее радость и счастье в современной непростой жизни. В Священном Коране сказано:

"Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость …». (Сура 30, ”Римляне”, 21)

 

Ислам обращает особое внимание на физические особенности каждого пола в отношении профессии и работы. Мужчина имеет обязанности кормильца семьи, а женщина является домохозяйкой, которая обеспечивает порядок в доме и воспитывает детей. Жизнь поворачивается по-разному, и в случае крайней необходимости женщина тоже может заниматься работой вне дома. Но в таком случае она не должна превратить чувство товарищества на работе в грубую фамильярность. Поэтому, работая в государственном учреждении, женщина не должна одеваться в вызывающей и соблазняющей манере, чтобы провоцировать сексуальные желания у мужчин.
По закону Ислама, совместное планирование и совместные усилия по обеспечению процветания в семье должны быть правилом. Мужчина ни в коем случае не имеет права тиранить свою жену:

“О, вы, которые уверовали! Не разрешается вам относиться к женам грубо...” (Сура 4, ”Женщины", 19)

Ислам основывает семью не на богатстве, страсти, внешней красоте или каких-либо других материальных факторах (хотя ни в коем случае не осуждает их), а на вере и добродетели, взаимной любви, духовных качествах и благочестии. Ислам считает мужчину и женщину существами, созданными Богом для того, чтобы добиться максимального совершенства. Для сравнения, в Западной Европе в средневековье духовные деятели говорили:

"В каждой тысяче мужчин появляется один, любимый Господом, но среди всех женщин мира нельзя найти ни одной, которая содержала бы в себе милость и благоволение Господа».

В IX веке духовные деятели Франции после долгих дебатов великодушно постановили:

”Женщина является человеческим существом, но созданным для того, чтобы служить мужчине».

В Англии до середины XIX века женщин при переписи населения вообще не учитывали.

У арабов до принятия Ислама положение женщин было ненамного лучше положения домашних животных. Дело даже доходило до того, что новорожденных девочек живьем закапывали в землю. Женщина не имела никаких прав собственности.
С первых дней своего возникновения Ислам объявил полную финансовую независимость женщины, ее право владеть и распоряжаться собственностью без контроля со стороны мужчин, вести бизнес, и т. д. Всякое притеснение женщины было строго запрещено. Права и привилегии, которые женщины на Западе с боем вымогали у общества, Ислам даровал всем женщинам сразу более 14 веков тому назад. По всем сферам интересов женщины Ислам установил благодетельные и мудрые установления.

Одним из серьезнейших проблем в супружеской жизни является развод. Ислам считает, что сам по себе развод противоречит законам природы. Всем известно, что он наносит очень тяжелый удар по душевному состоянию разведенных супругов и детей, подвергает их натиску нравственных болезней и психических травм, от которых их защищало тепло домашнего очага. Но что же делать, если супружеские отношения непоправимо испорчены, а от вышесказанного тепла даже подобия не осталось? Христианство отвечает на это категорически: ”Никакого развода! Не богоугодное это дело!” Но вряд ли можно назвать “богоугодным делом” безрадостную жизнь с нелюбимым мужем или нелюбимой женой в атмосфере постоянных склок и стрессов.
Ислам, хоть и не одобряет развод, но смотрит на него более реалистично. Во-первых, право развода дается преимущественно мужчине, принимая во внимание душевную чувствительность женщины, которая может привести ее к необдуманным решениям, о которых она затем может сожалеть. Однако, и право мужчины на развод ограничено многими условиями. Он не может избавиться от жены, применяя насилие, изводя ее и оскорбляя, либо каким-либо другим подобным путем. До начала официального развода, дело рассматривает семейный совет родственников, где доброжелательные близкие делают все, чтобы примирить супругов. Часто этого бывает достаточно, чтобы каждый из них осознал свои ошибки и недостатки, которые довели их до конфликта.
Если усилия родственников не дали результата, то Ислам считает, что каждый из супругов должен идти своей дорогой.

Далее устанавливается, что никакой развод не может считаться окончательным, пока не истечет период очищения женщины после менструации или рождения ребенка. Иногда и этой передышки бывает достаточно, чтобы отменить развод. Кроме того, решение мужчины на развод недостаточно само по себе, пока не пройдет трехмесячный срок, называемый идда (??????) - период, когда разведенная или овдовевшая женщина не может вступить в брак с другим мужчиной, причем в течение этого времени жена не может покинуть место совместного проживания с мужем. Этот период также часто заканчивается примирением. Для отмены развода не нужно никаких формальностей - достаточно желания мужчины возобновить брачные отношения.

С помощью этих многочисленных мер Ислам охраняет семью от непоправимого крушения.

Ислам не превозносит в качестве идеалов образы жизни, противоречащие человеческой природе. Поэтому он отвергает и доктрину о том, что безбрачие является похвальным образом жизни. Половой инстинкт имеет глубочайшие корни в человеческой природе. По мнению современной науки, человек обладает 3 основными естественными потребностями: принятие пищи, защита организма и желание совокупления. Добровольное подавление хотя бы одной из них разрушительно для человеческого организма и психики. Поэтому в Исламе не одобряется поведение лиц, стремящихся избежать создания семьи, основываясь на чрезмерных или надуманных ожиданиях. Одной из печальных преград для создания семьи являются финансовые проблемы, поэтому Ислам настаивает на том, чтобы государство предпринимало шаги, которые дали бы возможность молодым людям преодолеть эти трудности. В то же время Ислам не считает финансовые затруднения достаточно серьезным препятствием на пути к супружеству, ибо Аллах знает нужды новообразовавшейся семьи и найдет способ, чтобы поддержать ее:

"… Если они бедны, - обогатит их Аллах своей щедростью …». (Сура 24, ”Свет", 32)

Ислам обращает инстинкт, внушенный Богом, на его правильное действие по укреплению общества и за 14 веков своего существования сделал все, чтобы положить конец позору проституции.

Есть люди, которые клевещут на Ислам как на полигамную религию, пользуясь всеобщим незнанием правды об Исламе и правил относительно количества жен. При этом, естественно, умалчиваются западные многократные браки и свободный выбор партнеров по собственному капризу.

До установления Ислама среди арабов полигамия действительно была обычным делом, как впрочем, и во всем мире. В Китае, например, закон Ли-Цзы давал каждому мужчине право иметь до 130 жен. Король Карл Великий имел 400 жен. И многоженство в Западной Европе не отменялось и не осуждалось вплоть до времен Карла Великого. Вскоре после его правления церковь распространила декрет - как всегда, безоговорочный! - который заставлял мужчин, имеющих несколько жен, развестись с ними со всеми, кроме одной. Женщины выбора не имели, вследствие чего подавляющее большинство из них, лишенные средств к существованию, были быстро доведены до нищеты, проституции и смерти от болезней.

Ислам ограничил количество жен до четырех. Социальные потребности того времени требовали, чтобы мужчина был готов взять более чем одну жену, если мог себе позволить это, так как при кочевом образе жизни женщине было невозможно существовать без поддержки мужчины. Даже эта благотворная мера была ограничена требованием, чтобы мужчина относился одинаково справедливо ко всем женам. Конечно, закон, разрешающий иметь до четырех жен, не являлся приказом. Часто милосердие и сострадание к вдовам своих убитых в бою товарищей, призывали мужчину предложить приют в своем доме такой женщине. Если бы количество совершеннолетних мужчин и женщин было равным, не было бы никакой необходимости в таком законе, но в мире мужчин всегда меньше, чем женщин. Таков вселенский закон, определяющий выживание человечества.

Великий французский мыслитель Вольтер сказал:

"Пророк Мухаммад сократил безграничные гаремы несчастных женщин, которые содержались доисламскими властелинами, до максимум четырех жен. Его законодательство о браках и разводах является самым благородным и эффективным из всех, когда-либо задуманных, сформулированных и введенных в действие какой-либо властью - религиозной, политической или социальной - за все время всемирной истории».

Одинокая жизнь особенно тяжела для женщины. У нее постепенно появляются и обостряются нарушения в физиологии, психике, и очень часто - в духовном мировоззрении.

Ислам является единственной системой, которая обдуманно планирует удовлетворительную жизнь для всех ”лишних” женщин, помогая им спастись от горького одиночества и разнообразных лишений.
Нередко женщина оказывается бесплодной. Из-за того, что она и ее муж любят друг друга, они не хотят расставаться. И оба хотели бы иметь детей. Должны ли они жить в аду несбывшейся мечты всю оставшуюся жизнь? На практике бесплодная жена часто сама выражает желание, чтобы муж женился еще на одной женщине. Закон, который лишает мужчину права на врожденное чувство отцовства, нарушает его человеческое достоинство и закон, вынуждающий женщину жить в одиночестве и бездетности, также нарушает ее человеческое достоинство. Обе эти несправедливости можно устранить только легализацией ограниченной полигамии. После второй мировой войны, например, безмужние женщины Германии создали ассоциацию, которая обратилась к правительству с просьбой разрешить мужчинам иметь более одной жены. Оппозиция церкви воспрепятствовала принятию этого разумного закона.

В Священном Коране сказано:

“А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной...” (Сура 4, ”Женщины", 3)

Исламский шариат сформулировал моральный кодекс обязанностей мужа по отношению к женам и предписывает, чтобы семья была источником любви, доброты и искренности. Без этого она может стать адом для обоих супругов. Эти законы для мужа гласят:

1. Муж должен обеспечить каждую жену в ее ежедневных потребностях.
2. Каждой жене должно быть уделено равное внимание.
3. Долг мужа - выполнить все обязанности, которые он взял на себя в отношении каждой жены и их детей.

Известный теолог Анни Безан писала:

"Запад должен поучиться у Ислама и перестать так притворно поражаться его нравам касательно многократного брака, так как Ислам делает возможным для женщины иметь мужа и детей законно, со всем надлежащим уважением, вместо того, чтобы переносить позор, прогуливаясь по улицам в попытке продать свое тело, возможно, производя на свет незаконорожденное дитя в обстоятельствах, при которых закон не сделает ничего, и она является просто жертвой страстей мужчин”.

Ее дополняет доктор Густав Лебон:

"Несомненно, законный многократный брак на Востоке лучше, чем лицемерный, тайный многократный брак на Западе».

Вы можете прокомментировать статью: