Введение в йогу
Автор: Сталин Александр - http://108.kh.ua/   

Введение в йогу

 

 

Система йогов интересует многих. Одни уделяют большое внимание философии йогов, другие — психофизиологическому аспекту их учения. Некоторые авторы интересуются этикой йоги. Многие интересуются ее историей. К теории и практике йогов исследователи подходят по-разному. Одни считают систему йога далекой от науки, другие подтвержденной опытом.

Несмотря на все пересуды и догадки, существующие о йоге, интерес к ней возрастает. Появляются в печати книги и брошюры где, в основном освещается система физических упражнений йогов (хатха-йога) независимо от их философского толкования. В самом деле, многие из этих упражнений укрепляют здоровье, силу воли, выдержку, сопутствуют долголетию. А кто не хочет позаботиться о своем здоровье и максимально продлить рабочий, активный период своей старости? Это на пользу и обществу в целом.

Поэтому к системе физических упражнений йоги нужно подходить со всей серьезностью, научно. Книги, авторы которых именно так подходят к анализу системы йога, можно только приветствовать.

ЮНЕСКО в 1953 г. начала научную проверку и исследования методов йоги. Научно-исследовательские институты и центры, которые исследуют физические упражнения йогов существуют не только в Индии, а и в США, Франции, Канаде, Великобритании, Болгарии и других странах. В СССР академик Б. Л. Смирнов перевел и научно прокомментировал памятники индийской древней культуры «Махабхарату», а также «Йога-Сутру» Патанджали.

Йогу рассматривают, как одну из шести ортодоксальных систем староиндийской философии.

Слово «йога» употребляется в различных значениях. Оно часто употребляется в смысле соединения. У Патанджали йога означает не само единение, а только попытку его. Оно также обозначает напряжение, энергичное усилие, и поэтому оно начало использоваться для создания системы обуздания чувств и разума. Хотя «йога» иногда употребляется в качестве синонима со значением цели «самадхи», все же чаще она используется для обозначения пути ее достижения. Йога согласно Патанджали, является

систематическим усилием, употребляемым для достижения совершенства посредством контроля над различными элементами человеческой природы — физическими и психическими. Физическое тело, активная воля и познающий разум должны быть подчинены контролю. Патанджали настаивал на определенной практике, целью которой является освобождение тела от того, что его беспокоит и от грязных примесей. Когда благодаря таким действиям мы добиваемся повышения жизнедеятельности, более продолжительной молодости и долговечности, все это используется в интересах духовной свободы.

Предполагают, что философию йогов систематизировал во втором столетии до н. э. мыслитель Патанджали в трактате «Йога-Сутра» в виде восьмиступенчатой йоги.

«Йога-Сутру» Патанджали относят ко второму столетию до н. э. , хотя имеются мнения, что она относится к четвертому столетию до н. э.

«Йога-Сутра» Патанджали представляет старейшее руководство йогической школы. Она имеет четыре части (пада), из которых первая — самадхипада — трактует о природе и цели самадхи, или созерцательного погружения в себя; вторая часть — садханапада — посвящена крийя-йоге (йоге действия) и определяет средства достижения этой цели; третья часть — вибхутипада — дает описание внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, приобретаемых посредством применения ее на практике, и т. д.; и четвертая — кайвальяпада — посвящена описанию природы и форм освобождения, рассматривая реальность трансцендентного Я и другого мира и т. д.

По мнению Патанджали целью йоги является полное самопознание — самоусовершенствование, полная обособленность индивидуума от окружающего мира, замкнутость в себе. Восемь ступеней йоги, разработанные Патанджали, предусматривают упражнения в сдержанности поведения, психологические упражнения, статическую гимнастику для овладения определенными частями тела, дыхательные упражнения, независимость разума от чувств и наружных объектов, такие высшие жизненные ступени, как сдержанность, размышление, самопознание. Каждая ступень имеет свое назначение и свою технику:

  1. ЯМА — сдержанность
  2. НИЯМА — культура (дисциплина нравственности)
  3. АСАНЫ — положения, позы тела
  4. ПРАНАЯМА — регулирование, контроль дыхания (дисциплина тела – хатха-йога)
  5. ПРАТЬЯХАРА —удаление чувств
  6. ДХАРАНА — внимание
  7. ДХЬЯНА — созерцание
  8. САМАДХИ — сосредоточенность (дисциплина ума)

 

В то время как йога Патанджали включает всех их в одну схему, в последующих работах возникли разграничения.

Выделяют четыре основных течения йоги карма, бхакти, джнана и раджа. Именно в пределах течения раджа и возникла система психического и физического совершенствования и самоупорядочения — хатха-йога («хатха» обозначает баланс, равновесие).

Карма-йога является системой спасения посредством труда.

Бхакти-йога настаивает на достижении совершенства посредством преданности Богу.

Джнана-йога говорит о совершенствовании посредством мудрости, тогда как

Раджа-йога имеет дело с тренировкой ума и его психических способностей. Хатха-йога обсуждает методы контроля над телом, регулирования дыхания мантры.

Мантры — следующие друг за другом слои мысли (С. Рдхакришнан)

Йога Патанджали допускает, что мы обладаем такими таящимися в нас жизненными потенциями, о которых даже не подозреваем. Она формирует методы достижения наших наиболее глубоких функциональных уровней. Верой и сосредоточением мы можем освободить себя даже от своих болезней.

Как говорит М. Койе в своей небольшой работе на «Self-Mastery»:

«Будучи уверенным, вы можете достигнуть, чего вы хотите, и вы будете достигать этого до тех пор, пока это находится в пределах разума. Только корда имеется сомнение, результат не достигается.

ЯМА —эта первая ступень йоги состоит:

А) в ахимсе — воздержании от нанесения какого бы ни было вреда любому виду жизни;

Б) в сатье — правдивости в мыслях и речи;

В) в астейе — неворовстве;

Г) в брахмачарье — контролю над чувственными желаниями и страстями и

Д) в апариграхе — непринятии, отклонении ненужных даров.

Хотя эти виды практического поведения, по-видимому должны быть настолько хорошо известны, что не требуют детального разъяснения. Тем не менее в йоге они объясняются во всех подробностях, причем подчеркивается, что йогин должен строго соблюдать все ее предписания, вплоть до самых мелочей. Причина этого очевидна. То, что здоровый ум пребывает в здоровом теле и что ни ум ни тело не могут быть здоровым у человека, который не контролирует своих страстей и сексуальных импульсов, — это психологический закон. Человек не может сосредотачивать своего внимания ни на одном объекте, когда его ум отвлекается на преступные и порочные намерения. Это объясняет необходимость полного воздержания йогина от всяких порочных действий и стремлений, если он жаждет познать Я в состоянии самадхи — сосредоточения.

НИЯМА —вторая ступень йоги — суть ее заключается в культивировании следующих положительных привычек или навыков:

А) шауча, т. е. очищение тела путем омовения и принятия чистой пищи (так наз. бахья — внешнее очищение), а также очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств (таких как дружелюбие, доброжелательность, бодрость) ради того, чтобы сделать добро другим людям, невзирая на их пороки (это называется абхьянтара, т. е. внутреннее очищение);

Б) сантоша — привычка довольствоваться тем, что приходит само собой, без излишних усилий;

В) тапас — умерщвление плоти, которое состоит в привычке переносить холод, жару и т. п. и соблюдение аскетических правил; а также

Г) свадхьяя и

Д) ишваропранидхана.

Эти правила принимаются добровольно, хотя все прибегающие к йоге нуждаются в их регулярном применении.

Следует отметить, что первая и вторая ступени йоги (яма и нияма) неразрывно связаны, как и вся система в целом, с третьей (асаны), четвертой (пранаяма) и последующими ступенями йоги. В следующих главах книги будут рассмотрены более подробно очистительные процедуры, гигиена, питание, сон, составляющие неотъемлемую часть системы йога и входящие в комплекс физических упражнений хатха-йоги.

В старинной книге «У ног учителя» (изданной в Калуге в 1912 году) можно прочесть интересные в своем роде высказывания, которые следует отнести к первой и второй ступени системы йога.

Четыре качества необходимые для этого Пути.

Подразумеваются все восемь ступеней системы йога, которые должны пройти ее последователи.

«Когда твое тело желает чего-нибудь, остановись и подумай — действительно ли этого желаешь ты сам».

«Физическое тело — твое животное, тот конь, на котором ты ездишь. Поэтому ты должен с ним хорошо обращаться и заботиться о нем».

«Ты должен всегда управлять своим телом, а не оно тобою».

«Когда ты отдаешься медитации, оно силится заставить тебя думать о всех тех предметах, которые нужны ему, вместо того единственного, что нужно тебе».

«Твой ум — вовсе не ты, он — твое орудие, поэтому и здесь необходимо распознавание».

«Ты должен уметь отличать важное от ничтожного. Там, где дело касается правды, будь тверд, как скала, но уступай всегда другим во всем, что не имеет значения».

«Терпеливо учись, но не для того, чтобы люди считали тебя мудрым, даже и не для того, чтобы иметь счастье быть мудрым, но потому, что мудрый человек может мудрую помощь. Сколько бы ты ни желал помочь, ты принесешь больше вреда, чем пользы, пока ты еще полон неведения».

«Ты должен отличать правду от лжи; ты должен научиться быть правдивым во всем: в мыслях, словах и делах. Сперва в мыслях: это не легко, потому, что в мире много лживых мыслей, много нелепых суеверий, и кто их раб, тот не может идти вперед. Ввиду этого, ты не должен стоять за мысль только потому, что многие так думают, или потому, что так думали в течение веков, или что так написано в какой-либо книге, которую люди считают священной, ты должен сам продумать эту мысль и сам решить, насколько она разумна».

«Будь правдив в своих поступках».

«Ты должен уметь отличать корыстное от бескорыстного».

Отсутствие желаний.

«Когда исчезнут все себялюбивые желания. Может остаться еще желание видеть результат своей работы. Следует его искоренить т. к. «Если ты знаешь закон, ты знаешь, что это должно быть так».

«Не желай приобрести психические силы, они придут к тебе, когда Учитель увидит, что тебе следует иметь их».

«Ты, также, должен остерегаться разных мелких желаний, которые обычны в повседневной жизни».

«Говори, когда слова твои правдивы, добродетельны, полезны. Не хвастайся умом».

«Привыкай же скорее слушать, чем говорить самому, не высказывай своего мнения, если тебя о нем не спрашивают».

«Одно из определения требуемых для ученика качеств выражает их так: знать, дерзать, хотеть и молчать; и последнее из четырех — самое трудное».

«Еще одно желание, которое ты должен подавлять в себе, это желание вмешиваться в чужие дела».

«Если ты увидишь жестокое обращение с ребенком или животным, твой долг заступиться за них; если же ты увидишь иное нарушение закона страны, предоставь дело властям».

«Если тебе поручено руководить определенным лицом, может случиться, что ты должен будешь ласково сказать ему об его ошибках. За исключением этих случаев, не вмешивайся в чужие дела и научайся добродетели молчания».

Праведное поведение.

Необходимые качества для праведного поведения даны Учителем в следующем порядке:

Самообладание в мыслях чувствах.

«Отсутствие желаний приводит к господству над астральным телом, а также над ментальным.

Астральное тело — проводник чувствований, желаний и страстей; ментальное — проводник мысли.

Это означает такое господство над своим настроением, чтобы гнев или нетерпение стали невозможными; и такое господство над умом, чтобы мысль оставалась всегда спокойной и безмятежной, а вследствие спокойствия мысли появилось бы такое господство над нервами, чтобы они по возможности утратили свою раздражительность. Последнее трудно, потому что подготовляясь к Пути, мы невольно сообщаем своему физическому телу большую чувствительность, вследствие чего нервы легко потрясаются всяким неожиданным звуком или ударом и остро чувствуют всякое напряжение; тем не менее следует сделать все, что от нас зависит».

«Спокойный ум означает такое мужество, которое даст возможность бесстрашно встречаться с трудностями и испытаниями на Пути; спокойствие указывает и на стойкость, которая дает силу равнодушно переживать жизненные невзгоды и не поддаваться непрестанным заботам и тревогам о мелочах, в которых многие теряют большую часть своего времени».

«Никогда не допускай в себе чувства печали и уныния. Уныние дурное чувство, потому что оно заражает лругих людей и омрачает их жизнь, а ты не имеешь права делать это. И потому, когда такое чувство приблизится к тебе, отгони его сразу».

«И еще в другом смысле необходим контроль над мыслью: ты не должен позволять ей рассеиваться».

Самообладание в поступках.

«И все же помни, что если хочешь быть полезным для человечества, мысль должна проявляться в поступках».

«Лень не должна быть допустима, должна быть постоянная активность в области добрых дел. Но это относится к твоему собственному долгу, а не к долгу другого человека, если он не просит тебя о помощи».

«Ты не должен брать на себя новых мирских обязанностей, но те которые ты уже принял на себя, ты должен исполнять в совершенстве, все ясные и разумные обязанности, которые ты сам признаешь, но не те, которые желают навязать на тебя».

Терпимость.

«Ты должен чувствовать полнейшую терпимость ко всем и сердечное участие к верованиям людей других религий, совершенно такое же как и к своей собственной религии.

Потому, что их религия есть для них такой же Путь к высшему, как для тебя твоя религия. Чтобы помогать всем, ты должен всех понимать. Но чтобы приобрести эту совершенную терпимость, ты должен сам освободиться от всякого фанатизма и суеверия. Ты должен знать, что обряды не существенны; иначе ты мог бы возомнить себя лучше тех, которые не исполняют их».

«Теперь, когда глаза твои открыты, некоторые из твоих прежних верований и обрядов могут показаться тебе нелепыми. Но хотя сам ты и перестал в них участвовать, относись к ним с уважением, ради тех добрых душ, для которых они все еще нужны. Они имеют свое место и свое значение; они подобны тем двойным линиям, которые помогали тебе в детстве писать ровно и правильно, пока ты не научился писать гораздо лучше и свободнее без них».

Светлое настроение.

«Необходимо отказаться от всякого чувства собственности. Карма может отнять у тебя то, что для тебя дороже всего — даже наиболее горячо любимых людей. Но и в этом случае ты должен оставаться бодрым и готовым расстаться со всем».

Сосредоточенность.

«И все твое внимание должно быть направлено на каждую подробность дела, которое ты совершаешь, чтобы оно было выполнено как можно совершеннее».

«Есть и другой стих много древнее: «Чтобы твоей руке не приходилось делать, делай это изо всех сил твоих».

«Сосредоточенность означает также, что ничто не сможет совлечь тебя даже на одну минуту с Пути, на который ты вступил».

Доверие.

«Ты должен доверять своему Учителю; ты должен доверять себе».

«Ты должен верить себе. Ты говоришь, что хорошо знаешь себя? Если ты это думаешь, ты не знаешь себя; ты знаешь лишь слабую внешнюю шелуху, которая часто падала в грязь. Но ты — твое истинное Я — искра от огня самого Бога, и Бог который всемогущ, пребывает в тебе; и потому нет ничего, что бы ты не мог совершить, если бы только захотел. Скажи себе: «То, что совершил человек, человек может совершить снова. Я — человек, и в то же время и Бог в человеке; я могу совершить это и совершу». Ибо воля твоя должна быть подобна закаленной стали, если ты хочешь ступать по Пути».

Любовь.

«Из всех качеств любовь самое важное, ибо если она достаточно сильна в человеке, она заставит его приобрести все остальные качества; но и все остальные качества без нее — недействительны».

«Любовь не столько желание, сколько воля, решимость».

«Существует три греха, вносящие более всего зла в мир: пересуды, жестокость и суеверия, — ибо это грехи против любви. Человек, желающий наполнить сердце свое божественной любовью, должен быть непрестанно на страже, чтобы не впасть в один из этих грехов».

Следующая ступень системы йога

АСАНЫ — положения тела, рекомендованные в системе йоги — являются эффективными методами, с помощью которых тело может быть частично предохранено от болезней и все члены его, в особенности нервная система, могут должным образом контролироваться, что предотвратит и нарушения деятельности ума.

ПРАНАЯМА — четвертая ступень йоги — это регулирование дыхания. Оно состоит в приостановлении дыхательного процесса после выдоха (речака), или после вдоха (пурака) или просто при задержке жизненного дыхания (кумбхака). Дыхательные упражнения полезны для укрепления сердца и улучшения его деятельности, что признается врачами. Йога идет дальше и предписывает контроль дыхания для сосредоточения ума, потому что это способствует устойчивости тела и ума. До тех пор пока продолжается дыхание, ум также испытывает колебания и замечает вдохи и выдохи воздуха. Когда же дыхание приостанавливается ум приходит в состояние ничем не нарушаемого сосредоточения. С помощью упражнения в контроле за дыханием йогин может приостанавливать дыхание на долгое время и тем самым продлить состояние сосредоточения.

Монотонность дыхания иногда вызывает гипнотическое состояние. Когда физически слабые люди занимаются некоторыми из этих приемов, возникает большая опасность. Вот почему необходимо, чтобы йога-видья или наука о сосредоточенности сохранялась в большой тайне.

ПРАТЬЯХАРА — пятая ступень — состоит в удалении чувств от соответствующих внешних объектов и сохранении их под контролем ума. Когда чувства эффективно контролируются умом, ими руководят не соответствующие природные предметы, а сам ум. Потому в таком состоянии ум не подвергается действиям зрительных образов и звуков, проникающих через глаза и уши, но подчиняет себе эти чувства и заставляет видеть и слышать свои собственные объекты. Достичь такого состояния очень трудно, но возможно. Это требует твердой воли и длительной практики в достижении над своими чувствами.

ДХАРАНА — внимание — это дисциплина ума, состоящая в сосредоточении, фиксации ума на желаемом объекте. Объект, находящийся в сфере внимания, может быть частью тела (пуп, переносица и т. д. ).

Способность прочно сосредотачивать внимание на некотором объекте является испытанием пригодности для перехода на следующую, высшую стадию йоги.

ДХЬЯНА — размышление — следующая ступень йоги. Оно означает равномерное течение мысли около и далее вокруг объекта внимания. Это спокойное созерцание объекта без какого-либо перерыва или нарушения. В результате мы получаем ясное и отчетливое представление объекта, и прежде всего — его частей и аспектов. Но с помощью длительного размышления ум может развить частичное представление объекта в полное и живое его представление. Таким образом, созерцание раскрывает реальность рассматриваемого объекта для ума йогина.

САМАДХИ — сосредоточение — это конечная ступень в практике йоги. На этой ступени ум настолько глубоко поглощен объектом созерцания, что он теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о самом себе. В состоянии созерцания акт и объект мысли остаются различными и самостоятельными состояниями сознания. В состоянии же сосредоточения акт размышления не отличается от осознания, а принимает форму объекта и теряет себя.

Хотя эта книга посвящена, в основном, хатха-йоге — системе физической культуры, нельзя однако не сказать ничего о самой философии йоги. Следует добавить, что очень многое остается здесь все еще неясным.

Философию йоги долгое время считали одной из форм идеализма мистического характера, религиозно-мистическим учением о существовании сверхъестественных сил, о способах подчинения ума и обособленности, освобождения его от всех предметов воздействия материального мира, сосредоточения такого очищенного ума в самом себе для осознания отличия своего Я от материального мира. Считали, что путь йоги — это воссоединение индивидуальной души человека с абсолютной душой (Богом), что в таком слиянии — высший смысл жизни, что главное — достичь состояния транса и мистического экстаза через самовнушение и самогипноз.

Вот, что говорит по этому поводу С. Радхакришнан в своей книге «Индийская философия»: «Природные условия Индии способствовали тому, что она была долгое время избавлена от вторжений. Природа в изобилии доставляла пищу и человек был избавлен от тяжелого труда и борьбы за существование. Индийцы никогда не чувствовали, что мир был полем битвы, на котором люди сражались за богатство и власть. Когда нет необходимости растрачивать энергию на решение жизненных земных проблем, на освоение природы и подчинение ее сил, люди начинают думать о высшей жизни, о том, чтобы сделать ее более духовной.

В Индии интерес философии сосредоточен на Я человека. Психология и этика являются основными науками. Индийская психология знает цену сосредоточенности и считает ее средством достижения истины. Она полагает, что не существует таких областей жизни и ума, которые нельзя было бы понять с помощью методического упражнения воли и сознания. Тесная связь ума и тела является общепризнанной. Такие психологические состояния, как телепатия или ясновидение, не считаются ни анормальными, ни сверхъестественными. Не являясь продуктами болезненного рассудка или божественного вдохновения, они представляют силы, которые человеческий ум может проявить при строго определенных условиях. «Анормальные» психические явления известные под различными названиями — экстаз, гений, вдохновение, безумие, — следствие сверхсознательной деятельности разума. Этими состояниями особенно занимается философская система йога».

Авторы книги «Введение в индийскую философию» С. Чаттерджи и Д. Дата характеризуют систему йога, как способ приостановления всех функций разума, пока он и тело не очищены для восприятия философских и религиозных истин. Психофизиологическая дисциплина в религиозно-мистических учениях йогов рассматривается как способ освобождения души от телесных уз и возвращения ее в божественное лоно. В противовес этому Д. Неру характеризует систему йога, в основном, как «метод дисциплинирования тела и разума, что ведет к психическому и духовному воспитанию», как «экспериментальную систему воздействия на физическую основу человека и развития т. о. некоторых восприятий и способностей контролировать разум».

Принцип единства физиологических функций и ведущей роли коры головного мозга является, без сомнения, фундаментальным положением системы йога. (Следует заметить, что слово «йога» обозначает также и единство). Идеалисты и представители религий пытаются истолковать это название как воссоединение с Богом. А с точки зрения материализма это название нужно понимать как метод достижения человеком внутреннего психического единства, целостности.

И если система йога была связана с философской системой санкхья и разделяла ее теоретические взгляды то, очевидно и в самой системе йога, очень сложной и противоречивой, шла борьба двух тенденций – материалистической и идеалистической. И это станет особенно понятным, если проанализировать физические упражнения йогов, которые в своей практической основе не имеют ничего идеалистического, а являются результатом многовекового человеческого опыта.

Цель современного объективного, научного исследования теории и практики системы йога – именно выделить и тщательно изучить упражнения для воспитания психофизиологической самодисциплины (дисциплины морали, дисциплины тела и дисциплины ума), которые возникли на основе многовекового повседневного опыта. Такая самодисциплина отвечала здоровому мышлению людей, помогала им укрепить здоровье, доставляла им жизненное наслаждение, хорошее самочувствие и, в то же время, отвечала общечеловеческим нормам поведения. Эти нормы закреплялись в сознании человека именно в результате многочисленного повторения и не имеют ничего общего с религией или идеализмом.

О том, что способы которых касаются йоги, возникли в результате жизненной практики и что они взяты из самой природы, свидетельствуют многочисленные упражнения йогов, которые копируют природные положения человека и животных в положении покоя или напряжения; которые они смогли использовать вследствие многовековых наблюдений за рациональнейшим поведением человека и животных и их инстинктивными способами обновления своих сил после усталости.

Йоговские методы психофизического воспитания человека появились тогда, когда не было научной медицины и физиологии. Тем не менее каждое упражнение этой системы направлено на развитие или нормализацию определенных функций организма. Древнеиндийские йоги эмпирически установили очень важное положение о единстве психического с физическим и ведущую роль коры головного мозга относительно всех других регулирующих систем организма и широко использовали его в разработке физических, дыхательных и психофизиологических упражнений своей системы.

Особенно широким и надежным каналом для проникновения наших волевых усилий в вегетатику, эффективным путем подчинения ее своей воле, своему сознанию, является дыхание. Дыхание неразрывно связано с наитончайшими вегетативными процессами в организме. Вместе с тем, процессом наружного дыхания (длинный и сложный путь газообмена с внешней средой условно делят на три фазы: 1. наружное дыхание, обмен на этапе наружная среда – легкие – кровь; 2. транспортировка газов кровью и 3. внутреннее дыхание или дыхание тканей) можно регулировать через скелетную дыхательную мускулатуру.

Установив практическим путем, что от того, как дышит человек, в значительной мере зависит его здоровье, что при помощи дыхания можно коренным образом воздействовать на внутренние органы, йоги создали стройную и очень разнообразную за целевыми назначениями систему дыхательных упражнений – пранаям. И нет никакого преувеличения в их утверждении, что правильно поставленное дыхание целительно действует на здоровье и удлиняет жизнь.

Существует довольно много заболеваний, возникновение которых связано с нарушением дыхания. Исследования, проведенные в Государственном институте уха, горла и носа показали, что при нарушении наружного дыхания непосредственной причиной заболевания является не кислородная недостаточность и нарушение газообмена, а неправильный режим дыхания.

Вторая составная часть йоговской системы физического воспитания – асаны. Это статические позы, которые кроме тренировки соответствующих мышц, связок и суставов, оказывают значительное физиологическое воздействие на внутренние органы. Такое воздействие создается путем рефлекторных связей, которые существуют между скелетно-мышечной системой и внутренними органами.

Кое-кто считает позы йогов ритуальными. На самом же деле они не имеют ничего общего с религиозными обрядами. Каждая поза йогов приводит в действие рефлексогенную зону мышечно-суставного аппарата, являющуюся источником нервных импульсов, которые идут к центральной нервной системе, а через нее – к вегетативной системе, к внутренним органам. В организме в это время происходят сложные нервно-рефлекторные процессы.

Дыхательные упражнения (пранаямы) и позы (асаны) составляют основной принцип хатха-йоги.

Но, конечно, все упражнения йогов потребуют научного анализа, т. к. они исторически сложились в соответствующих природных и социально-бытовых условиях, характерных именно для Индии. Никакие упражнения без соответствующих социальных условий не помогут здоровью человека. Поэтому к системе йогов нужно относиться конкретно – исторически и методически.

Все полезное, что есть в практике йогов, нужно использовать для всестороннего гармонического развития человека, для контроля над своей нервной системой, для физического совершенствования. Оно связано с понятием здоровье и состоит в оптимальной реактивности и приспособленности организма, максимальной его сопротивляемости к болезням, максимальном долголетии, максимальной физической, умственной и общественной активности, трудоспособности, способности преодолевать и выдерживать значительные физические и психические нагрузки.

Некоторые тщательно изученные и научно проанализированные упражнения йогов могут помочь мобилизовать физиологические резервы организма, его защитно-приспособленных механизмов над активным воздействием нашего сознания. В частности, упражнения, направленные на развитие подсознательной психической деятельности, интуиции, памяти, внимания, сосредоточения, борьбу с вредными привычками и воспитании полезных привычек. Все это, а также гуманизм и альтруизм йогов должны заинтересовать как психологов и педагогов, так и философов и историков, а упражнения для достижения физического совершенства – физиологов, медиков, воспитателей физкультуры и спорта.

Такое отношение к практике йогов не противоречит ни Павловскому физиологическому учению о сигнальной функции психики и в целом о высшей нервной деятельности, о систематической работе больших полушарий и о роли головного мозга, ни ленинскому учению об активности и творческой силе сознания.

Одна из основных целей современной физической тренировки – целенаправленность физических упражнений. Цель воздействия упражнения должна быть направлена на те или иные внутренние органы или системы, чтобы нормализовать, улучшить их функции. Упражнения йогов отличаются именно этой целенаправленностью, высоким выбором их физиологического воздействия на внутренние органы и регулирующие системы организма.

Практика йогов является доказательством громадных возможностей, которые потенциально существуют в человеческом организме. Об этих возможностях писал в свое время известный русский физиолог Н.Е.Введенский: «Каждый молодой организм в нормальных условиях несет в себе громадный запас сил и задатков. И лишь незначительная часть этих задатков и возможностей используется человеком».

В хатха-йогу входят сравнительно простые и одновременно эффективные способы овладения скрытыми возможностями организма, методы более полного использования «громадного запаса сил», о которых пишет Н.Е.Введенский. В этом и лежит основная причина заинтересованности системой хатха-йога.

Теория и практика хатха-йоги затрагивает важнейшие вопросы бытия человека, жизни и смерти, молодости и старости.

Занимаясь по системе йогов, можно достичь усовершенствования не только двигательного аппарата, но и всего организма: нервной системы, сердца, легких, желудка, кишечника, печени, желез внутренней секреции, кровеносных сосудов и т.д. Это положение хатха-йоги особенно важно, т.к. по своей сути оно материалистично.

Особенность упражнений йогов состоит в том, что они имеют, в основном, изометрический (статический) характер. Отсутствуют (почти совсем) упражнения динамического характера, например, бега или многоразовых приседаний и др.

Такая особенность упражнений хатха-йоги обусловлена, очевидно, местными климатическими и социальными условиями. Жаркий климат Индии, палящее солнце делают циклические упражнения невозможными, т.к. они сопровождаются значительным выделением тепла, что повышает температуру тела. Известны смертельные случаи от тепловых ударов во время интенсивных циклических упражнений в жару. В противовес этому во время выполнения упражнений йогов выделяется сравнительно мало тепла. Несмотря на эти особенности, асаны (позы) йогов оказывают глубокое физиологическое и формирующее воздействие на мышцы и на структуру внутренних органов. Это формирующее воздействие поясняется и другой особенностью асан.

Для упражнений йогов характерно то, что функционального напряжения мускулатуры достигают и вследствие статическо-силового (изометрического) «сокращения» действующих и за счет сильного растяжения противодействующих мышц, сухожилий и связок. Это растяжение во многих случаях достигает максимальной границы, что в свою очередь, оказывает сильное, даже максимальное, раздражение проприорецепторов в мышцах, сухожилиях и суставных связках. Создается очень сильная проприорецепторная аферентация к центральной нервной системе, к коре головного мозга, что у начинающих приводит к субъективному чувству боли. Одновременно эта сильная проприорецепторная импульсация достигает, как показали исследования, и вегетативных центров в гипоталамусе, усиливая таким образом деятельность сердца и дыхательного аппарата.

Такой функциональной нагрузки на мышцы, на их проприорецепторы и через них на вегетативную нервную систему, сердце, кровообращение и на дыхательный аппарат нет ни в одной другой системе занятий. Растяжение мышц широко используется в спортивной практике для увеличения эластичности и пластичности мускулатуры. Но растяжение в спортивной гимнастике – пассивное, расслабленное по характеру, оно не имеет тех особенностей и не достигает такого уровня, как, например, во время растяжения четырехглавой мышцы бедра и двух прямых мышц живота, во время выполнения таких асан, как супта-вайрасана, падмасана, матсиасана и др.

Когда выполняют упражнения йогов, сильная проприорецепторная импульсация от крайне растянутых мышц и сухожилий играет такую же роль, как и импульсация в циклических упражнениях изотонического типа, если выполнять их до усталости. Важно то, что во время выполнения асан эта импульсация не сопровождается увеличением затраты энергии и выделением тепла. Здесь образуется такая же сильная предцентровая импульсация, которая укрепляет и усиливает нервные процессы в коре головного мозга и оказывает то же позитивное воздействие на центральную нервную систему, как и проприорецепторная имп. при динамических циклических упражнениях.

Как видим, система йогов максимально использует формирующее действие на организм таких физических упражнений, которые требуют сравнительно небольшой затраты энергии и поэтому сравнительно незначительного увеличения питания. Вообще йогам характерно количественно ограниченное, но качественно полноценное питание. Это в свою очередь благоприятствует укреплению здоровья, не отягощает органы, которые осуществляют обмен веществ: сердце и кровеносные сосуды, пищеварительную систему и печень, железы внутренней секреции и др. Это очень важно, так как дает возможность избежать ожирения и нарушения обмена веществ.

Следующая особенность физических упражнений йогов – своеобразное использование кислородной недостаточности.

Известно, что при динамических циклических упражнениях возникает кислородная недостаточность (гипоксия), особенно при большой интенсивности выполнения этих упражнений (например бег). Пожалуй, все видели, как тяжело дышит бегун на финише. Причина этого – большая кислородная недостаточность, которая возникает в процессе бега. Следует отметить, что именно это кислородное голодание со временем оказывает благоприятное воздействие на окислительно-восстановительные процессы и стимулирует формирование и усовершенствование ферментных систем организма.

Йоги, вместе с тем, широко пользуются так называемой задержкой дыхания. Этот пункт системы йогов в прошлом подвергали суровой критике; предполагалось, что задерживать дыхание при выполнении физических упражнений очень вредно. Теперь мы знаем, что это не так. При помощи правильной задержки дыхания йоги достигают значительного кислородного голодания. Организм привыкает выдерживать состояние гипоксии, что благотворно действует на ферментные системы, на кровь и снабжение ею сердца и мозга, потому что создает расширение артериальной сосудистой системы, а также капиллярной сетки.

И если наша наука лишь в последнее время подошла к правильному пониманию позитивных сторон гипоксии, то йоги разрабатывали задержку дыхания на протяжении столетий, установили ее благоприятное воздействие и использовали его в своей практике.

Ценной особенностью системы йогов является внимание, какое они уделяют суставам. Специальные упражнения совершенствуют сами суставы, делают их значительно подвижнее, что придает всему телу необыкновенную гибкость, эластичность, подтянутость и красоту.

Установлено, что суставы людей, которые систематически выполняют упражнения йогов, сохраняют подвижность до глубокой старости. Это касается и суставов ребер, грудной клетки и хребта. Поэтому йогам не страшны болезни, характерные для старости, такие как потеря подвижности суставов, их деформация, которая приводит к тяжелым последствиям и сокращает жизнь.

Еще одна особенность хатха-йоги – это всесторонняя тренировка мышц глаз и языка. Йоги не оставляют без внимания упражнения для мимической мускулатуры лица и подкожных мышц шеи, забытых всеми остальными системами физвоспитания. А мимическая мускулатура имеет большое значение для свежести, выразительности лица, хорошего состояния его кожи и рефлекторно связана с настроением и жизненным тонусом. Атрофия этих мышц, которая неминуемо возникает при отсутствии целенаправленных упражнений, является основной причиной невыразительности и маскоподобности лица у людей пожилого возраста. Это так же одна из основных причин увядания и огрубения его кожи.

Йоги добиваются в своих упражнениях функциональной нагрузки на жизненно важные внутренние органы и системы, чтобы укрепить и усовершенствовать их. Этого достигают не только при помощи асан, но и в значительной мере при помощи дыхания. Дыхание – это единая вегетативная функция, которая поддается воздействию нашей воли. Причина этого лежит в том, что скелетная поперечнополосатая мускулатура является одновременно и дыхательной. Поэтому, мы имеем возможность управлять дыхательными мышцами и расширять или сужать грудную клетку или отдельные ее части и. таким образом, уверенно выполнять дыхание. Само дыхание, как процесс обмена газов, является вегетативной функцией. Рефлекторно через него мы можем воздействовать на другие функции: кровообращение, вегетативную нервную систему. Таким образом, с помощью задержки дыхания можно воздействовать на вегетативную нервную систему и через нее сознательно менять функции сердца и кровообращения. Дело в том, что волевая гипоксия при задержке дыхания способствует расширению сосудов мозга и сердца и сужения периферических кровеносных сосудов. При достаточной тренировке этим может овладеть каждый. Этот факт подтверждает огромные возможности сознательного управления телом – йоги владеют им в совершенстве.

С другой стороны, сильный форсированный вдох и особенно сильный форсированный выдох не только очищает дыхательные пути, а и раздражают слизистую оболочку носа, в частности, ее рецепторы (чувствительные нервные окончания) воздушным потоком. Эти рецепторы, в свою очередь, приводят в действие вегетативные рефлексы, вследствие чего расширяются бронхи и их мельчайшие разветвления – бронхиолы, что облегчает проникновение потока воздуха в легочные альвеолы. Именно поэтому дыхание по системе йогов – один из наилучших способов лечения бронхиальной астмы. Кроме того, такое дыхание очень укрепляет весь дыхательный аппарат, защищает его от всевозможных заболеваний, прежде всего простудных. Усиленное очистительное дыхание йогов рефлекторно воздействует и на другие жизненно важные внутренние органы.

Однако не менее важно придерживаться обще-гигиенических правил йогов, без которых нельзя достигнуть хороших результатов в занятиях упражнениями.

Как видим, йоги достигли всего этого чисто эмпирически, путем обобщения векового опыта смогли открыть ту основную общебиологическую закономерность, что функциональные нагрузки, правильно подобранные и дозированные, при регулярном, систематическом повторении в виде упражнений формируют и совершенствуют организм, его ткани, органы и системы.

Эти удивительные и чуть ли не чудесные воздействия функциональных нагрузок при физических упражнениях на человеческий организм не могли пояснить в старину иначе, как с позиций религиозной идеологии и мировоззрения того времени.

Это привело к возникновению у йогов так называемой праны (подробнее об этом в главе 2 Что такое прана?). Много образованных людей часто ставят под сомнение ценность самой системы через мистически-религиозное понятие праны и хотят вместе с праной исключить и сами упражнения.

Мы присоединяемся к мысли академика Б. Л. Смирнова о том, что оценивать такие исторические памятники, как йога, с позиций современной гносеологии также неверно, как критиковать работы Гиппократа с точки зрения современной медицины. С такими памятниками человеческой культуры нужно знакомиться в их цельном виде, учитывая время их возникновения, уровень сознания человека прошлого.

В наше время нужно, чтобы система йога была исследована и разработана с помощью научных методов, которые раскрыли бы настоящие физиологические закономерности благотворного действия асан.

. . . Можно и нужно смелее, решительнее очистить этот рациональный и по своей сути материалистический метод физического воспитания, достижение многовековой человеческой практики, от религиозно-мистических и идеалистических нагромождений.


ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ >> Часть 1. Глава 1. Что такое йога